• Главная
  • Инфо
  • На что обратить внимание при заключении договора перевозок самосвалами?

На что обратить внимание при заключении договора перевозок самосвалами?
2413 0

Договор оказания услуг самосвалами: на что обратить внимание

К заключению и оформлению договора оказания автотранспортных услуг многие владельцы самосвалов относятся весьма легкомысленно, но напрасно: от содержания этого документа во многом зависит, какой доход будет получен от выполнения заказа и будет ли получен вообще. Если договор составлен грамотно, то в случае неоплаты услуг заказчиком сумму вознаграждения можно взыскать с него через суд.

Общие положения

Первое, в чем надо убедиться – это в том, что перед вами именно договор оказания транспортных услуг, а не, скажем, договор аренды транспортного средства с экипажем. Во многом эти договоры схожи, но есть и существенные различия, о которых нужно будет поговорить отдельно.

Второе – четкое описание услуги: подача самосвала, загрузка, доставка, разгрузка и ничего лишнего.

Третье – сроки, начальный и конечный пункт транспортировки. Не населенный пункт, а конкретный адрес, по которому у вас примут груз. То же самое касается сроков: не день, а конкретное время (пусть с допусками), - так вы избежите простоя самосвала.

Важнейший момент – описание груза и способа перевозки. Чем точнее описан груз (название, тип, вид, марка и т. д.) и способ перевозки (тип кузова самосвала, открыт груз или закрыт и т. д.), тем меньше вероятность проблем в будущем в случае порчи, повреждения, утраты, хищения груза.

Желательно, чтобы в договоре была указана и стоимость груза – опять же на случай различных неприятностей, поскольку объем возмещаемого перевозчиком ущерба равен стоимости испорченного либо утерянного груза.

Если договор не одноразовый, то есть составляется не на одну партию груза, а на несколько, то определенные моменты – описание груза (например, «грунт 5 кл., песок»), количество груза, сроки доставки, начальный и конечный пункт маршрута можно указывать и в приложениях к договору или в накладных, но опять же – отслеживать надо все очень строго.

Заявка на оказание услуг

В качестве такого приложения к договору может выступать сама заявка на перевозку (в тексте самого договора необходимо указать, что заявка является неотъемлемой частью договора), в которой содержится вся основная информация о конкретной ходке или партии груза.

Подается заявка заказчиком в письменном виде, причем нередко – в факсовом варианте или по электронной почте – в договоре также должно быть указано, что стороны признают факсимильные и электронные документы в качестве официальных – тогда они имеют полную юридическую силу.

Также в самом договоре необходимо указать и конкретные реквизиты, по которым должна поступать заявка – например, номер факса или адрес электронной почты, дабы в процессе оказания услуг не возникало никакой путаницы, ведущей к финансовым потерям.

Важно оговорить в договоре и случаи, когда и при каких обстоятельствах заявка может быть непринята (выходной день, превышение допустимого общего количества груза и т. д.), и как отказ от заявки должен быть оформлен. Или можно прописать в договоре момент про повышенную оплату услуг или увеличение срока их выполнения в подобных обстоятельствах.

В заявке следует четко определить время подачи самосвала в начальной точке маршрута и приемки груза в конечной, координаты и должности ответственных за загрузку и приемку груза лиц (номера телефонов, факсов и т. д.), вид груза и условия его доставки, требуемое количество транспортных средств, дополнительные инструкции по перевозке и т. п.

Заявка может быть составлена как в форме, утвержденной договором, так и в произвольной – главное, чтобы из нее было отчетливо понятно, что, когда, кому и как должно быть доставлено, и кто за это все отвечает.

Права и обязанности сторон

Права и обязанности сторон в договоре автотранспортных услуг должны быть прописаны очень четко. Главная обязанность перевозчика – вовремя предоставить самосвал на загрузку в начальный пункт маршрута и потом доставить груз в целости и сохранности в конечный пункт маршрута на разгрузку. Безусловно, самосвал должен быть в исправном техническом состоянии и соответствовать санитарным нормам.

Обязанности заказчика также должны быть очерчены максимально точно. В первую очередь это касается сроков и мест загрузки и выгрузки – их надо указывать так, чтобы владельцу самосвала не пришлось терять время и деньги из-за простоя. Соответственно, и оборудованы эти места должны быть соответствующим образом: иметься подъездные пути, площадка и т. д. Вроде бы это все и так очевидно, но желательно отразить и на бумаге – это надежнее.

Правильность соблюдения технологии загрузки – также обязанность заказчика. Скажем, в договоре неплохо бы указать, что сыпучий груз должен быть загружен равномерно – так, чтобы на оси самосвала приходилась равная нагрузка.

Кроме того, заказчик должен отвечать и за оформление всех необходимых документов – товарно-транспортных накладных (по форме Т-1), путевых листов, доверенностей и т. д. – его ответственные лица должны и вовремя выдавать документы и ставить нужные отметки – о времени прибытии транспорта, убытии и т. д.

Исполнителю тоже следует внимательно относиться к документам – у всех водителей они должны быть действующими, на самосвалы бумаги тоже должны быть в порядке – за все заминки в пути, связанные с ненадлежащим оформлением документов на транспорт и водителей будет отвечать исполнитель.

Важно в самом договоре определить и лиц, ответственных за загрузку и выгрузку самосвала, указать их должности, круг полномочий и контактные данные. При многократных перевозках по одному договору можно ряд подробностей оговаривать в накладных, но также детально.

Отдельно стоит сказать про право исполнителя оказываться услуги с привлечением субподрядчика. Если договором это прямо не запрещено, то при нехватке собственного транспорта исполнитель может использовать и чужой, причем эти отношения заказчика волновать не должны – перед ним отвечает исполнитель, а каким способом он оказывает услуги – это его дело.

Ответственность сторон

Этот раздел договора надо проверять особо тщательно. Помимо общей ответственности владельца самосвала – обязанности возместить стоимость испорченного либо утерянного груза, в договоре оказания автотранспортных услуг могут быть прописаны и другие штрафные санкции: неустойка, штраф, пеня и т. д.

Здесь нужно внимательно посмотреть на то, какие именно основания для применения санкций имеются в договоре. Например, в договоре может быть указано, что за просрочку доставки груза в конечный пункт маршрута на два часа перевозчик уплачивает неустойку в размере 5% от стоимости услуг, а за 5 часов – 10%, либо может применяться пеня – определенный процент за каждый час опоздания.

Поэтому очень важно просчитать вероятность применения таких санкций и оценить риски неисполнения своих обязательств в положенное время.

Разумеется, стоит обговорить и наличие либо отсутствие ответственности в непредвиденных ситуациях, которые могут возникнуть в пути – потери времени, связанные с авариями, ремонтом дороги, запрет проезда для большегрузного транспорта и т. д.

Обратить внимание следует и на пункты об ответственности заказчика: помимо пени за просрочку оплаты услуг надо настоять и на ответственности за просрочку приемки груза и невыполнение других обязательств по договору.

К тому же согласно действующему законодательству (статья 359 ГК РФ) в случае просрочки оплаты заказчиком вознаграждения владелец самосвала может удерживать груз до полной его оплаты, но лишь в случае, если договором оказания автотранспортных услуг не предусмотрено иное. Так что надо посмотреть, содержится ли такой пункт в договоре или отсутствует – сможете ли вы себя обезопасить от задержки с оплатой или нет.

Особо надо обговорить и следующий момент. По умолчанию за задержки при доставке груза в связи с нарушением водителями самосвалов ПДД ответственность перед заказчиков несет исполнитель. Но одно из популярных нарушений при самосвальных перевозках – это перевес транспортного средства. А ведь за процесс погрузки по идее несет ответственность заказчик, а не исполнитель.

С другой стороны водитель вроде бы должен иметь возможность пройти контрольное взвешивание перед выездом по маршруту. Поэтому в договоре надо четко распределить ответственность за подобные нарушения: понятно, что перед ГИБДД будет отвечать водитель самосвала, но вот между заказчиком и исполнителем в рамках договорных отношений этот вопрос стоит решить заранее.

Если к данному разделу договора (как, впрочем, и другим) вы отнесетесь с должным уважением, но никакие финансовые потери от оказания автотранспортных услуг вам не грозят.

Если дочитали, делитесь вконтакте.
автор: Серов Игорь

Мнения и комментарии:


Коментарии